7 шагов к выбору профессии школьником в семье.
Итак, задача
родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему
определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных
предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания
денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем,
каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте
максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы,
характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и
т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий,
кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте
требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если
нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего.
Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой
способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он
предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над
личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном
мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что
жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности
отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники
утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за
работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и
«должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что
любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет
стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь
компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией,
которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия,
какие ограничения она накладывает.
К профориентационной
работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает,
не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, -
стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на
работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том,
насколько его представления о выбранной специальности соответствуют
действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с
ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных
специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники,
профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях
ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не
догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит
ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки
довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо
важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия,
предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти
профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только
разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои
личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных
высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему
интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру
важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать
детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку
и организаторские способности.
Однако надо иметь в
виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем
быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том,
какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни
в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В профессиональное учебное заведение
(училище, техникум, колледж, институт - на экскурсию. Неплохо туда сводить
ребенка на «день открытых дверей». Не придавайте таким походам чрезмерное
значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет
провести свои студенческие годы. Идите для того, чтобы посмотреть, пообщаться,
прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с
ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило,
сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно
поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся
реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка
напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься,
если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему
применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать
футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось
уйти. Теперь он думает, кем быть».