В целях снижения количества чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также погибших и пострадавших на них, МЧС России разработана мультимедиа продукция, нацеленная на привлечение внимания людей к вопросам личной безопасности (далее – федеральный пакет социальной рекламы), включающая графические файлы, видео и аудио материалы. Безопасность в заброшенных зданиях
Безопасность при обнаружении неизвестных предметов
Памятка по безопасности №1 - Эскалатор
Памятка по безопасности №2 - Плавание
Памятка по безопасности №3 - Безопасность при грозе
Памятка по безопасности №4 - Безопасность при оставлении на ночь сотовых телефонов на зарядке
Памятка по безопасности №5 - Правила поведения при обнаружении начала распространения пожара
Памятка по эвакуации населения
Памятка действия при обнаружении взрывоопасного предмета
Памятки при ЧС различного характера Алгоритм действий при непосредственной угрозе ракетной и авиационной опасности,
в том числе с использованием БПЛА,при перевозке группы детей на специализированном транспорте
Категория персонала | Действия |
Руководство (руководитель и его заместители) | - получить оповещение об опасности посредством звуковой сирены «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»; - обеспечить любым доступным способом информирование работников образовательной организации об опасности; - действовать по ситуации: сообщить в оперативные службы; - ожидать сообщение об отмене опасности |
Водитель школьного автобуса | - получить оповещение об опасности посредством звуковой сирены «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». - немедленно остановить движение; - открыть двери; - отключить от источников электропитания транспортное средство; - оказать содействие в эвакуации детей; - в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим. В случае получения оповещения: - продолжить движение транспорта до ближайшего безопасного укрытия. |
Сопровождающий | - получить оповещение об опасности посредством звуковой сирены «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»; - необходимо проследовать с детьми в ближайшее укрытие (цокольные этажи ближайших зданий/сооружений, подвалы, погреба, водоотводные дорожные трубы, другие естественные/искусственные неровности); - в случае отсутствия рядом безопасных зданий/сооружений выбрать в качестве места для укрытия любое углубление, выступ на земле или бетонные конструкции; - ожидать сообщения об отмене опасности; - в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим; - не использовать в качестве укрытия места под транспортными средствами, места под стенами зданий; - после отмены опасности оценить ситуацию, продолжить движение к месту назначения; - сообщить руководителю образовательной организации о том, что опасность миновала, движение автобуса возобновлено в штатном режиме |
Инструкция для образовательных организаций
Алгоритм действий при угрозе атаки БПЛА
Сначала передается единый сигнал опасности «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»,
основным средством доведения которого являются электро-сирены (непрерывное звучание).
Немедленно привести в готовность все расположенные на оповещаемой территории
узлы проводного вещания, радио- и телевещательные станции, онлайн-трансляции на мобильном устройстве
Прекратить учебный процесс.
Обеспечить нахождение детей в здании образовательного учреждения (до получения информации об отмене тревоги или начале эвакуации)!
Быстро, без паники, вывести учащихся из класса, занять места в помещениях без оконных блоков (по возможности с несущими стенами). Либо перейти и сесть на пол в той части кабинета, которая наиболее удалена от окон (закрытых/зашторенных), выставив перед собой перевернутые парты (баррикады). Это необходимо, чтобы уменьшить риск поражения от стекла и других поражающих объектов.
Если нет подвала, спуститься на нижние этажи. Чем ниже, тем лучше. В идеале всем на первый этаж.
Определить внутренние комнаты, чем больше бетона вокруг, тем лучше (несущие стены), если все комнаты внешние,укрыться под лестничными проемами.
Ни в коем случае не находиться напротив окон!
Если известно, с какой стороны ведется обстрел, то выбрать самые удаленные помещения с противоположной стороны. Сесть на пол у стены. Чем ниже человек находится во время попадания снаряда, тем больше шансов,
что его не зацепит осколком. Окна закрыть массивной мебелью, набитой плотно вещами, папками, бумагой.
Категория персонала | Действия |
Руководство (руководитель и его заместители) | Получить оповещение об опасности по средствам: звук сирены-сигнал оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», оповещения единой дежурно-диспетчерской службы: - обеспечить любым доступным способом информирование работников образовательной организации об опасности(подача затяжного или нескольких звонков, либо по средствам речевого или звукового оповещения); - принять решение об изменении порядка образовательного процесса (отменить занятия - обеспечитьразмещение в безопасном месте (подальше от окон) обучающихся и работников; - выставить посты наблюдения по периметру учреждения с устойчивой связью - ожидать сообщения об отмене опасности в здании образовательного учреждения; - при отмене угрозы опасности дать указание об информировании родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса; - действовать по ситуации: направить к месту сбора назначенных лиц для осуществления контроля |
Персонал (педагогический состав) | Получить оповещение об опасности по средствам: звук сирены-сигнал оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», оповещения единой дежурно-диспетчерской службы: - прервать уроки/занятия в образовательной организации, «тихий час», завершить прогулку - закрыть окна (шторы/жалюзи) в кабинете/группе; - обеспечить размещение обучающихся в местах с минимальным остеклением; - вести себя спокойно, уверенно, не допуская паники среди детей, помогая справляться - ожидать сообщения об отмене опасностив здании образовательного учреждения; - по указанию руководителя обеспечить информирование родителей (законных представителей) - по указанию руководителя или назначенных им лиц обеспечить передачу обучающихся родителям (законным представителям) или возобновить учебный процесс |
Работник охраны | Получить оповещение об опасности по средствам: звук сирены-сигнал оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», оповещения единой дежурно-диспетчерской службы: - обеспечить по указанию руководителя незамедлительную передачу тревожного сообщения - действовать в соответствии с инструкциями при возникновении ЧС; - ожидать сообщения об отмене опасностив здании образовательного учреждения |
Технический персонал | Получить оповещение об опасности по средствам: звук сирены-сигнал оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», оповещения единой дежурно-диспетчерской службы: - попытаться покинуть опасную зону (открытые пространства/помещения с окнами, уводя за собой находящихся поблизости людей; - закрыть окна (шторы/жалюзи) в кабинете/группе; - обеспечить размещение обучающихся в местах с минимальным остеклением; - ожидать сообщения об отмене опасностив здании образовательного учреждения |
Обучающиеся | Получить оповещение об опасности по средствам: звук сирены-сигнал оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», оповещения единой дежурно-диспетчерской службы: - действовать по указанию взрослого (руководителя, педагога); - сохранять спокойствие и выполнять инструкции взрослого; - в случае, если чувствуешь сильный страх, сказать об этом взрослому; - постарайся участвовать в упражнениях, которые предлагает взрослый; - обрати внимание на своих сверстников, может кто-то из них нуждается в твоей поддержке (улыбнись ему, возьми за руку, положи руку на плечо); - ожидать сообщения об отмене опасности в здании образовательного учреждения |
Родители (законные представители) | Если вы услышали звук сирены, а ваш ребенок находится в образовательном учреждении, ПОМНИТЕ, что рядом с ним в этот момент находятся взрослые, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье и прилагают все усилия для сохранения его благополучия. Сохраняйте спокойствие, постарайтесь справиться с первым желанием позвонить педагогу. Дождитесь получения информации из родительского чата или по другим каналам. Этим вы окажите помощь и своим детям, и педагогу |
Алгоритм действий педагога
при получении сигнала оповещения«ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»
1.Не поддаваться панике самому и успокоить детей.
2.Потребовать от учащихся полной тишины в классе.
3.Открыть двери учебного кабинета, выйти в коридор, не теряя из виду учащихся, уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация учащихся. Определить в какую сторону двигаться
(в соответствии с планом эвакуации)
4.Спокойным голосом объявить учащимся об эвакуации, о цели и порядке построения, дать твердые указания на дальнейшие действия: рюкзаки и личные вещи взять с собой,напомнить о строгости соблюдения строя при движении
по школе.
5.Если выход из класса безопасен - построить учащихся в колонну
по 2 человека перед дверным проемом учебного кабинета. В конце колонны поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.
6.Убедившись, что в колонне находятся все учащиеся класса, закрыть двери кабинета (не на ключ!). Обязательно взять с собойжурнал учета посещаемости учащихся.
7.Начать движение ускоренным шагом по школе, к ближайшему, наиболее безопасному выходу из здания.
8. Учитель следует сзади класса с журналом учета посещаемости учащихся, поддерживая спокойствие и дисциплину. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе, не бежать толпой, организованно спускаться только с одной стороны лестницы, оставляя другую для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга.
Примечание: - все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалете, коридоре и т. п.), должны немедленно вернуться в класс или присоединиться к любому классу, начавшему экстренную эвакуацию. Покинув здание школы, обязательно присоединиться к своему классу на безопасной площадке.
9. Двигаться ускоренным шагом в сторону укрытия (заранее определенному) либо передвигаться на автобусе (при наличии).
Если угроза БПЛА застала передвигающихся в сторону укрытия на улице:
Общее правило: укрытие должно быть минимально углубленным
и находиться поодаль от сооружений, которые могут обрушиться на вас сверху при прямом попадании. Идеальная защита дает траншея или канава (подобная окопу) глубиной 1-2 метра на открытом месте.
Можно спрятаться в следующих местах:
-в любой канаве, траншее или яме;
- в широкой трубе водостока под дорогой (не стоит лезть слишком глубоко, максимум на 3-4 метра);
-вдоль высокого бордюра или фундамента забора;
- в глубоком подвале под капитальными домами старой застройки (желательно, чтобы он имел 2 выхода);
-в подземном овощехранилище, силосной яме и т.п.;
-в смотровой яме открытого (на воздухе) гаража или СТО;
- в канализационных люках (необходимо рассчитывать силы быстро открыть тяжелый люк. Важно также, чтобы это была именно канализация или водоснабжение - ни в коем случае не газовая магистраль!)
- в ямах - «воронках», оставшихся от предыдущих обстрелов или авианалетов.
Находясь на открытой местности, при звуке свиста снаряда (он похож больше на шорох), а через 2-3 секунды - взрыв, подать команду: «Ложись».
Необходимо немедленно лечь на землю, закрыть голову руками, прикрыть уши, открыть рот для того, чтобы избежать акустического удара и находиться
в этом положении. Лежать нужно, чтобы снизить шанс попадания осколков. Все это не поможет, если прямое попадание, но снизит шансы на осколочное ранение.
Как правило, осколки разлетаются на высоте 30-50 см от поверхности, летят вверх и по касательной.Если человек стоит - больше шансов оказаться
у них на пути, нежели если лежит. Поэтому не рекомендуется поднимать голову или снимать происходящее на камеру мобильного телефона. Если есть какой-то выступ (даже тротуар, поребрик - то рядом с ним), канава, любой выступ или углубление в земле - воспользуйтесь этой естественной защитой. Если рядом есть какая-то бетонная конструкция - лечь рядом с ней.
Для безопасности передвигаться в сторону укрытия необходимо ползком или короткими перебежками.
В случае, если обстрел застал вас в транспорте - следует немедленно остановить транспорт, выйти из него,отбежать от дороги в направлении
«от зданий и сооружений» и залечь на землю.
При нахождении в укрытии:
1.Не паниковать. Успокоить детей.
2.Проверить учащихся.
3.По возможности положить, либо посадить детей. Напомнить учащимся о необходимости обхватить голову руками, приоткрыть рот - это убережет
от контузии при близком разрыве снаряда или бомбы.
4.Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
5. Доложить директору школы (заместителю директора) о наличии
и количестве эвакуируемых учащихся.
6. Не допускать излишних перемещений учащихся при нахождении
в укрытии.
7.Находиться в укрытии до окончания обстрела(бомбардировки).
После получения сигнала (информации) об отмене угрозы БЛА
1.Осуществить организованный выход из укрытия после получения команды от директора школы (заместителя директора).
2.Оставляя место укрытия, не давайте себе расслабиться. Объяснить учащимся, что теперь всё внимание должно быть сконцентрировано себе
под ноги! Не в коем случае не поднимать с земли никаких незнакомых предметов: авиабомба, ракета или снаряд могли быть кассетными!
Боевые элементы часто разрываются при падении, но могут взорваться позже, в руках - от малейшего движения или прикосновения. Все внимание - детям и подросткам: не дайте им поднять что-либо из-под ног!
Наибольшие потери в различного рода конфликтов всегда происходят
в самом начале войны среди гражданских людей, которых боевые действия застали молниеносно: отсутствие подготовки и соблюдения элементарных правил - огромная опасность, которой можно избежать.
3.По прибытии в учебное учреждение (здание уцелело) занять свои учебные места и доложить директору (заместителю директора).
4.При наличии видимых разрушений или повреждений - в здание
не входить!
5.Следовать указаниям директора школы (ответственного заместителя директора)по дальнейшим действиям.
6.При необходимости директор учреждения (заместитель директора) обращается через Службу-112 в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования с просьбой о выделении сил и средств
для ликвидации последствий воздушного нападения.
В случае невозможности осуществить экстренную эвакуацию из здания:
Быстро, без паники, вывести учащихся из класса, занять места дальше
от окон (тонких перегородок)в помещениях без оконных блоков с несущими стенами. Что позволит уменьшить риск поражения от стекла и других поражающих объектов.
Если нет подвала спуститься на нижние этажи. Чем ниже, тем лучше.
В идеале всем на первый этаж.
Заранее найти самую внутреннюю комнату, чем больше бетона вокруг, тем лучше (найти несущие стены), если все комнаты внешние, выйти
на лестничную площадку.
Ни в коем случае не находиться напротив окон!
Если известно, с какой стороны ведется обстрел, то выбрать самую удаленное помещение с противоположной стороны.
В том месте, что будет выбрано, сесть на пол у стены. Чем ниже человек находится во время попадания снаряда, тем больше шансов, что его не зацепит осколком. Окна можно оборудовать мешками с песком, закрыть массивной мебелью, но не пустой (набить мешками с песком или вещами, но плотно).
Это лучше, чем незащищенные окна и стекла (данные мероприятия необходимо осуществить заранее).
После окончания обстрела (бомбардировки) организовано, без суеты, соблюдая меры предосторожности и безопасности, покинуть здание и собраться на безопасной площадке, определенной руководителем.
Действия должностных лиц
при срабатывании на территории образовательной организации взрывного устройства, в том числе доставленного беспилотным летательным аппаратом
(при угрозе нападения БПЛА)
Действия руководства
(руководитель и его заместители)
Незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы(112).
Незамедлительно информировать о срабатывании взрывного устройства – минобразование Ростовской области (8-863-240-34-97 (доб. 717)), а также руководителя своей организации, в случае его отсутствия на объекте.
Незамедлительно прибыть к месту происшествия и, не приближаясь к нему, оценить обстановку и принять решение о направлениях и способах эвакуации людей.
Обеспечить любым доступным способом информирование людей, находящихся
в близлежащих к опасной зоне помещениях, о происшествии и необходимости эвакуации в целях недопущения жертв в случае возможной повторной детонации, если одним БПЛА было доставлено несколько взрывных устройств.
Через назначенных лиц вести наблюдение за местом происшествия, находясь
на безопасном удалении до прибытия оперативных служб.
Обеспечить эвакуацию людей в соответствии с планом эвакуации.
По завершении эвакуации дать указание об информировании родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса.
Направить к месту сбора назначенных лиц для осуществления контроля
за передачей обучающихся родителям (законным представителям).
Обеспечить беспрепятственный доступ к месту происшествия оперативных служб.
По прибытиям оперативных служб действовать согласно их распоряжениям.
После завершения работы оперативных служб и по их рекомендациям обеспечить, через назначенных лиц, проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.
Действия персонала
при срабатывании на территории образовательной организации взрывного устройства, в том числе доставленного беспилотным летательным аппаратом
(при угрозе нападения БПЛА)
При нахождении рядом с местом взрыва попытаться покинуть опасную зону, уводя за собой находящихся поблизости людей.
Находиться на безопасном расстоянии от места взрыва до прибытия руководителя и далее действовать в соответствии с его указаниями.
Обеспечить проведение эвакуации обучающихся, при возможности с личными (ценными) вещами, теплой одеждой к месту сбора в соответствии с планом эвакуации (в зимний период принять все возможные меры к исключению случаев обморожения обучающихся).
При нахождении в помещении, не допуская паники, обеспечить отключение всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса.
По возможности отключить на объекте электричество и газоснабжение, предварительно убедившись в отсутствии людей в лифтах и других помещениях, выход из которых может быть заблокирован при отключении электричества.
По возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны
при возможной повторной детонации.
Убедившись в полной эвакуации из помещения, с внешней стороны дверей поставить отметку «ЭВАКУИРОВАНО» любым доступным способом.
По указанию руководителя осуществить проверку помещений на предмет эвакуации людей и о результатах сообщить руководителю или назначенному
им лицу.
По указанию руководителя обеспечить информирование родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса.
По указанию руководителя или назначенных им лиц обеспечить передачу обучающихся родителям (законным представителям).
После завершения работы оперативных служб и по распоряжению руководителя обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.
Действия обучающихся
при срабатывании на территории образовательной организации взрывного устройства, в том числе доставленного беспилотным летательным аппаратом
(при угрозе нападения БПЛА)
Проследовать на безопасное расстояние от места происшествия.
Действовать по распоряжению руководителя, охранника или работника организации.
Отключить средства связи, в случае эвакуации сохранять спокойствие.
Оказывать помощь и поддержку другим обучающимся только по указанию работников организации.
Действия работников охранной организации
при срабатывании на территории образовательной организации взрывного устройства, в том числе доставленного беспилотным летательным аппаратом
(при угрозе нападения БПЛА)
Обеспечить незамедлительную передачу тревожного сообщения, зафиксировать время события.
Обеспечить по указанию руководителя незамедлительную передачу сообщения «ВНИМАНИЕ! ЭВАКУАЦИЯ, СРАБОТКА ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА!» посредством оповещения либо другим доступным способом.
По указанию руководителя организации прибыть к месту срабатывания взрывного устройства для оценки обстановки.
Определить зону опасности на случай повторной детонации и принять меры
к ограждению и охране подходов к опасной зоне.
Для оцепления опасной зоны при нехватке собственных сил охрана может привлечь персонал охраняемого объекта.
Не допускать в оцепленную зону людей и транспорт до завершения работы оперативных служб.
Обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов.
Осуществлять контроль за проведением эвакуации людей в соответствии с планом эвакуации.
Находиться вблизи места происшествия и наблюдать за ним до прибытия оперативных служб и в дальнейшем действовать по распоряжениям руководителя.
При возможности оказать первую помощь пострадавшим.
Поддерживать постоянную связь с дежурной частью службы охраны, а также
с прибывающими нарядами оперативных служб, докладывая о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке.
Обеспечить беспрепятственный доступ к месту происшествия оперативных служб.
Оказать содействие оперативным службам в осмотре объекта с целью обнаружения иного взрывного устройства и посторонних лиц.
После завершения работы оперативных служб и по распоряжению руководителя обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.