В семье единой

В 1779 году армяне, переселенные по Указу Екатерины II из полуострова Крым на Дон, основали город Нор Нахичеван и пять селений: Чалтырь, Крым (Топты), Большие Салы (Мец Сала), Султан Салы (Покр Сала) и Несветай (Ниста).


Село Большие Салы (Мец Сала) было основано в 1779 году армянами-переселенцами из села Салы ( ныне Грушевка) полуострова Крым.


Гру́шевка (до 1945 г. Салы́ ) — село в Крыму, в Судакском горсовете Крыма, население 2 054 человека по результатам переписи 2001 года.

Грушевка находится на севере территории горсовета, в 29 км, по шоссе P-35 (Судак — Грушевка) от Судака, на автодороге P-23Симферополь — Феодосия. Грушевка лежит в долине небольшой речки Салы, притоке Мокрого Индола, северного склона Главной гряды Крымских гор, высота центра села над уровнем моря 244 м. Село, практически, примыкает к границам Кировского районана востоке и Белогорского на западе, ближайшие населённые пункты — Переваловка в 2,5 км на юг, Холодовка в 1,5 км на север и Курское, Белогорского района — в 2 км на запад..

 В 1330 году в селении появились армяне. В 1361—1381 годах ими была построена новая церковь св. Нины и св. Григория (по другим данным — в 1375 году, на пожертвованные неким Саркисом Агасяном 400 динаров). Точно датирован дишь хачкар, найденный в селе — на нём стоит дата, 1483 год.

Село оставлось армянским до 1778 года, когда, 18 сентября, согласно «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова, из Сале на нижний Дон было переселено 224 человека (115 мужчин и 109 женщин), все армяне, основавшие вблизи города Новый Нахичевань село Мец-Сала. Поселение некоторое время пустовало — оно не упомянуто в Камеральном Описании Крыма… 1784 года среди соседних деревень Старо-Крымско кадылык Кефинского каймаканства.

После присоединения Крыма к России 8 февраля 1784 года, деревня была приписана к Левкопольскому уездуТаврической области, а после ликвидации в 1787 году Левкопольского— к Феодосийскому уезду. После Павловских реформ, с 12 декабря 1796 года по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. Вскоре, по свидетельству епископа Гермогена, сюда были переселены отставные солдаты из великорусских губерний, а в 1792 году уже построена каменная церковь («…из армянского храма…») в честь иконы Знамения Божьей Матери. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, Салы был включён в состав Байрачской волости Феодосийского уезда…

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Салы был переименован в Грушевку и Салынский сельсовет — в Грушевский.



Снимки сделаны во время нашего паломничества по местам предков в 2008 г. в с.Грушевка (Салы) п/о Крым. Бывшая армянская церковь XIV в., ныне - православная церковь в честь иконы Знамения Божьей Матери. Во дворе этой церкви мы увидели камни с характерным армянским орнаментом. Большой хачкар ныне хранится в церкви Сурб Аствацацин в с.Большие Салы.


История донских армян, основного населения Мясниковского района, началась давно. Это было более тысячи лет назад.

Родиной их является столица средневековой Армении  - город Ани. В 10-11 вв. Ани был столицей Багратидской Армении. Княжеский род Багратидов объединил в тот период армянские земли, а свою резиденцию сделал главным городом.  

    Герб города Ани - бегущий лев. Этот символ потомки средневековой столицы Армении пронесли сквозь века. В период расцвета город насчитывал 100 тыс. жителей - весьма внушительное число для средневековья. Ани был крупным торговым, научным и образовательным центром. Анийцы очень любили свой город и героически обороняли его от врагов. В разные века Ани подвергался нападениям византийцев, турок-сельджуков, татаро-монголов. В 12-13 вв. он несколько раз переходил из рук в руки, а в 14 в. был разорен во время походов Тамерлана.

  Анийцы вынуждены были покинуть родные края в 1236 г., в результате нашествия монголо-татар. Гонимые захватчиками они вынуждены были поселиться в городе Аксарай (близ Астрахани). Огромные налоги и преследование христианской религии, и другие трудности склонили анийцев покинуть Аксарай. Ведя торговлю с генуэзцами, владевшими приморскими городами Крыма, армяне были хорошо знакомы с этим благодатным краем. Армяне, несмотря на запугивания аксарайских вельмож с оружием в руках прорываются через монгольскую степь  и в 1330 достигают полуострова Крым и поселяются на его юго-восточном берегу.

 Предки донских армян прожили на крымском полуострове около 450 лет, сохранив свой язык и обычаи, способствуя его экономическому и культурному развитию. В результате русско-турецкой войны 1768-1774 годов, согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Крым был, наконец, объявлен независимым, а Россия получила в свое владение Керчь с крепостью Ени-Кале.

  Оттоманская Турция признала независимость Крыма, хотя он еще не был присоединен к России. Присоединение Крыма давало возможность России выйти к Черному морю, означало приобретение новых богатых земель и позволило бы прочно укрепиться от берегов Днепра до Кубани. Для достижения этой цели правительству России необходимо было предпринять новые шаги. И таким шагом явилось переселение христианского населения Крыма в Россию.

    Правительство в этом случае преследовало две цели: во-первых, экономически ослабить крымское ханство и поставить его в полную зависимость от России, лишив его основного источника доходов от податей, которые платило христианское население полуострова; во-вторых, создавалась возможность заселения плодородных земель юга России людьми, имеющими большой опыт в торговле, ремеслах, возделывании земель. И  9 марта 1778 года Екатерина II издает Указ на имя Г. А. Потемкина.  В Указе говорилось, что генерал - фельдмаршалу графу Румянцеву-Задунайскому повелевается переселить живущих в Крыму греков, грузин и армян, в Новороссийскую и Азовскую губернии. Переселением руководил молодой генерал А.В.Суворов.

 

 По данным ведомостей Суворова, за август-сентябрь1778 года выехало из Крыма 31386 человек, из них: греков - 18407 душ, армян - 12598,  грузин - 219, валахов - 162.

 

  Переселение длилось почти два года и сопровождалось большими лишениями, тяготами и человеческими потерями. Лишь к концу 1779 года, переселенцы достигли берегов Дона. Здесь в округе крепости Димитрия Ростовского  они основали город Нор Нахичеван и пять сёл: Чалтырь, Крым (Топты), Большие Салы (Мец Сала), Султан Салы (Султан Сала или Покр Сала), Несветай (Ниста). Трудолюбивые представители анийской ветви армянства быстро сделали Нахичеван процветающим. Здесь существовало более 40 видов ремесел, процветали различные отрасли промышленности, торговля. В сельском хозяйстве основной отраслю было производство зерновых культур. Армянские земледельцы получали высокий урожай зерна, вывели новый сорт сильной  яровой пшеницы «чалтырка». Новонахичеванская колония сыграла огромную роль в культурно-экономическом развитии Юга России. К концу 1779 года армяне, переселенные по Указу Екатерины II из полуострова Крым, дошли до низовий Дона. Здесь они основали город Нор Нахичеван и пять селений: Чалтырь, Крым (Топты), Большие Салы (Мец Сала), Султан Салы (Покр Сала) и Несветай (Ниста). К этому времени была обнародована Грамота (Указ) императрицы Екатерины II от 14/25-ноября 1779 г. Грамота состоит из пяти пунктов, написана на русском и армянском языках. Царица отводила армянам 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Святого Димитрия Ростовского. Согласно этому документу переселенцам, предоставлялись определенные льготы и привилегии. В их числе: освобождение переселенцев от государственных податей и служб на десять лет, от воинской повинности на сто лет; разрешалось строительство церквей с проведением в них церковных обрядов по своим законам и обычаям; разрешалась свободная торговля внутри и вне государства, а также армяне получали право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда. После трудного, полного лишений переселения 12598 армян на Дон, им предстояло выдержать нелегкое испытание - встать на ноги на новой земле, обжить и обустроить ее. Трудолюбивые представители анийской ветви армянства быстро сделали Нахичеван процветающим. Здесь существовало более 40 видов ремесел, процветали различные отрасли промышленности, торговля. В сельском хозяйстве основной отраслью было производство зерновых культур. Армянские земледельцы получали высокий урожай зерна, вывели новый сорт сильной яровой пшеницы «чалтырка». Новонахичеванская колония сыграла

огромную роль в культурно-экономическом развитии Юга России. С самого своего образования армянская колония Нор Нахичевана принимала активное участие в общественно-политической жизни России. Население проявляло высокие патриотические чувства и настоящий гражданский долг, плечом к плечу с русскими воинами сражались тысячи донских армян, защищая Отечество. Армянская колония на Дону в большой степени способствовала развитию армянской культуры и литературы. Классик армянской литературы Рапаэл Патканян, писатель и публицист Микаэл Налбандян, народный художник СССР Мартирос Сарьян, каталикос всех армян Геворк VI (Чорекчиян),

множество ученых, государственных и общественных деятелей, музыкантов, художников, врачей, учителей внесли свой вклад в общую культуру и развитие страны. 

Символом любого армянского города и села является церковь. Святая Армянская Апостольская Церковь объединяет всех армян по всему земному шару. В 301 году царь Армении Трдат III впервые в мире объявил христианство официальной государственной религией. Во всех армянских сёлах на Дону есть свои церкви, которые были заложены сразу после переселения. Позже во второй половине XIX века на их месте выстроили каменные. В настоящее время сёла Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан Салы и Несветай входят в состав Мясниковского района - одного из муниципальных образований Ростовской области.

Как самостоятельная административно-территориальная единица Мясниковский район основан в 1926 году решением Большого Президиума Донисполкома, который постановил: «..образовать Армянский национальный район путем выделения из Аксайского района армянских населенных пунктов, - как отвечающее непосредственному желанию самого армянского населения Донского округа в соответствии с условиями быта и

языка этого населения». Район назван Мясниковским в честь А. Ф. Мясникяна - политического и государственного деятеля, уроженца г. НорНахичеван. 

Как и прежде, во всех областях народного хозяйства, культуры, просвещения, здравоохранения плечом к плечу с другими народами трудятся сегодня потомки анийцев-переселенцев, сохраняя свой язык, национальные обычаи и традиции.

#музеичалтырь  #всемьеединой

Показать еще Показать еще

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.